Практические рекомендации по подготовке и реализации пассажирской перевозки при смене аэропорта прибытия

Место разработки документа


Союз Организаторов Смешанных Пассажирских Перевозок (СОСПП)


Документ разработан/опубликован


01.07.2025г.


Автор


Горбунов В.В.


Назначение документа


Организация перевозки пассажиров авиакомпании из запасного аэропорта в случае закрытия планового аэропорта прибытия.

Исходные данные, документы


Договор оказания услуг между авиаперевозчиком и организатором перевозки.

Договор фрахтования между организатором перевозки и автобусным перевозчиком.

Технология обслуживания.

Инструкция для диспетчера.

Инструкция для пассажира.

Анализ ситуации (закрытие аэропорта назначения) от 17.07.2025г., от 18.07.2025г.



Аннотация


В документе изложены практические рекомендации по организации автобусной перевозки пассажиров авиакомпании  из запасного аэропорта в случае закрытия планового аэропорта прибытия.

Представлен алгоритм действий для перевозчиков, диспетчеров и пассажиров. Материал предназначен для специалистов транспортных компаний и представителей авиаперевозчиков.

Наименование участников не публикуется, поскольку документ имеет статус рабочего и в настоящее время договорные отношения находятся в стадии действия.



Актуальность


Рекомендации разработаны с учетом современных реалий и позволяют повысить эффективность и оперативность организации перевозок в форс-мажорных ситуациях, снизить стресс пассажиров и оптимизировать взаимодействие всех участников процесса.


1. Общие положения
Данные рекомендации определяют порядок подготовки и организации пассажирских перевозок при смене аэропорта прибытия, а также регламентируют взаимодействие между участниками перевозочного процесса с учётом действующих нормативных документов и технологии обслуживания пассажиров.
2. Документальное обеспечение перевозки
В процессе организации перевозки при смене аэропорта прибытия должны быть подготовлены и согласованы следующие документы:
·        Договоры между авиакомпанией, организатором перевозки, перевозчиком;
·        Протокол согласования действий между перевозчиком, аэропортом, авиакомпанией (технология организации перевозки);
·        Список пассажиров для передачи в ЕГАИС;
·        График движения транспорта, инструкция для диспетчера смены;
·        Информационные сообщения для пассажиров;
·        Смета (прайс) расходов на перевозку.

3. Технология обслуживания пассажиров
3.1. Информирование пассажиров о смене аэропорта осуществляется заранее всеми доступными каналами.
3.2. Организация встречающих и сопровождающих лиц в новом аэропорту прибытия.
3.3. Обеспечение сопровождения пассажиров до транспорта, контроль посадки.
3.4. Предоставление информации о маршруте, времени в пути, правилах перевозки и санитарных остановках.
3.5. Оперативное реагирование на внештатные ситуации, предоставление горячей линии для связи.

4. Взаимодействие участников перевозочного процесса
4.1. Организатор перевозки координирует процесс взаимодействия между автобусным перевозчиком, представителями аэропорта и авиакомпании.
4.2. Перевозчик обеспечивает техническую готовность транспортных средств, наличие необходимых лицензий и страховок.
4.3. Аэропорт предоставляет инфраструктуру для посадки/высадки пассажиров и их информирования.
4.4. Представительство авиакомпании организует информирование прибывших пассажиров, обеспечивает их сбор и инструктаж о дальнейших действиях. Организует посадку в автобус.
4.5. Ответственные лица назначаются для координации и контроля на каждом этапе перевозки.

5. Контроль исполнения перевозки
5.1. Ведение журнала движения транспорта и учета пассажиров.

5.2. Мониторинг соблюдения расписания и маршрута.
5.3. Оперативное информирование организатора о возникших отклонениях и их причинах.
5.4. Подготовка итогового отчёта по результатам перевозки.

6. Проектирование маршрута
6.1. Использование платных участков дорог

·        При планировании маршрута допускается использование платных участков автомобильных дорог, если это позволяет оптимизировать маршрут по времени и повысить безопасность перевозки.
·        Необходимо заранее рассчитать стоимость проезда по платным участкам и включить её в смету перевозки.
·        Автобусный перевозчик заранее при составлении сметы закладывает перевозкупассажиров с учетом стоимостиплатных участков дороги и заранее информирует участников.

6.2. Организация санитарных остановок

·        Для предотвращения скопления пассажиров и соблюдения санитарных норм организуется разнесение санитарных остановок разных автобусов в разные пункты придорожного сервиса.
·        Перечень рекомендованных пунктов остановки определяется заранее, учитывая инфраструктуру, санитарные условия и наличие необходимых сервисов.
·        В планировании маршрута, диспетчером фиксируются интервалы и места остановок для каждого автобуса.

6.3. Учёт особенностей пассажиропотока

·        При проектировании маршрута учитывается предполагаемый пассажиропоток, время суток и сезонные особенности, что позволяет избежать перегрузки отдельных участков дороги и мест остановок.
·        При необходимости формируются отдельные маршруты для различных категорий пассажиров (например, групп с детьми, лиц с ограниченной мобильностью).

6.4. Резервирование транспортных ресурсов

·        В часы наибольшего риска (ночь, раннее утро) рекомендуется предусматривать резервный транспорт вблизи ключевых точек маршрута.

6.5. Согласование маршрута с подрядчиками

·        Все изменения маршрута, включая использование платных участков и санитарные остановки, согласовываются с перевозчиками, дорожными службами, органами ГИБДД и местной администрацией в соответствии с законодательством РФ.
·        При массовых перевозках информируются также железнодорожные операторы и другие альтернативные транспортные структуры для быстрой интеграции в случае необходимости.

6.6. Информационное сопровождение

·        Пассажирам предоставляется подробная информация о маршруте, включая платные участки, места остановок и ориентировочное время в пути.
·        Водители и сопровождающие инструктируются по алгоритму действий при возникновении внештатных ситуаций на маршруте.

6.7. Соблюдение нормативных требований

·        Все действия по проектированию маршрута и реализации перевозки должны соответствовать положениям Устава автомобильного транспорта РФ, Воздушного кодекса и др.: обеспечение безопасности, доступности, своевременности перевозки, прав пассажиров на получение информации и на санитарно-бытовое обслуживание.

6.8. Дополнительно

·        Включить возможность динамического изменения маршрута при экстренных ситуациях (ДТП, погодные условия) с использованием цифровых платформ для информирования всех участников.
·        Предусмотреть быструю обратную связь от пассажиров (через QR-коды, формы) для корректировки обслуживания в режиме реального времени.
·        Вести мониторинг исполнения маршрута и фиксировать отклонения с последующим анализом для повышения качества логистики.

7. Итоговые положения
Ответственность за выполнение настоящих методических рекомендаций несут все участники процесса перевозки. Рекомендации могут быть дополнены с учётом специфики перевозки, особенностей региона и требований заказчика.
01 августа 2025г.
Автор: Владислав Владимирович Горбунов

Made on
Tilda